Роман "Донецкий": Нет пророка
"Версальский договор — это не мир, это перемирие на 20 лет"
Небольшой текст посвященный первому экстремисту- милитаристу 20 века - маршалу Фердинанду Фошу. Ныне забытому всеми, кроме любителей истории. А сколько тех историков... Одна фраза и осталась от человека. Больше ничего. Совсем. Мощный был старик. В раннем детстве он мог слышать от взрослых о войне Крымской, на ее конец ему было пять годочков. Обычный сын чиновника на Юге Франции. Каких то было тьма. И образование - иезуитский колледж, точнее два, что не для военной карьеры. Не любили во Франции клерикалов, а здесь ещё брат монах... В 1870 году, во время Франко-Прусской, вступил пехотинцем в 4 пехотный полк. В бой не ходил, но... Служил.
Остался в армии после войны. Командовал на всех ступенях (артиллерист), преподавал в академии, привел в итоге Францию к победе. А потом узнал какой классный Версаль для Франции приготовили. И возопил вот именно той фразой с которой текст начинается. Мог и помолчать. 68 лет. Старик. Ордена, слава, кумир нации... Сказал. Не помогло. Безальтернативный субстантивный мир заключили. А он угадал. Точнее знал. И умирал в 1929 году все понимая, но бессильным.
Герой Марны и человек подписавший Компьен знал. Знал насчёт Германии, которая не рухнула в анархии, не замерзла и не развалилась, знал насчёт германского капитала, у которого жирка было на десятилетия, знал о том что если враг только ранен - он встанет. Он вобще многое знал, старый маршал. Ибо повидал на своем веку все. Он знал, исходя из логики военной, но политики ещё год войны не хотели, они купоны хотели стричь. Плюс избиратели, рейтинги, мнение СМИ... Не до этого вашего всего короче.
Политики войну начали. Включая французских. Во многом французских. Политики ее же и не закончили. Они убедили себя что Германии конец. Потери дикие, рождаемость в ноль ушла, крестьяне выбиты, а революция разрушила порядок. Да и... Какая оккупация? Это деньги. Пора мир делить. Вильсон обещал... Колонии и репарации. Свое вернули, то что было таковым заявлено, следовательно все. Можно и гибкость проявить. Все равно политикам дожить не светило. Двадцать лет для элит Франции срок. Летальный, с учетом возраста.
Одним словом всех все устраивало. Кроме старика маршала потерявшего на войне единственного сына и зятя. Но то такое. Чудил старик, выгоды не понимал. О каких то немцах и том что недобитый враг отомстит вещает... Пусть его. Поговорит и затихнет. Тем более Фош широко и не говорил. Дисциплина. Он присягу не нарушал. Ни солдатом, ни маршалом. Вот Ля Бель Франс и начала заниматься разным и странным. Десятилетиями. От рва с крокодилами имени линии Мажино, и до криптосоюзов с лимитрофами. Бесполезных в принципе.
А дальше было "обманули" и договорнячок. В Компьене. Адольф тоже в жесты умел. И попытки в многовекторность. Когда услуги предлагали двум сторонам. Не дорого. И только очередной "тупой сапог" вытащил страну из фекалий... Люблю ли я Францию? Нет. Но учится лучше на чужих ошибках. Свои стоят слишком дорого. Покойная Третья республика подтвердит и соврать не даст. Да и Де Голли товар штучный и не всегда имеющийся в наличии.

Похожие статьи:
02 мая 2024, Четверг
Роман "Донецкий": Добро пожаловать Жаны и Жаки
25 августа 2024, Воскресенье
Роман "Донецкий": Пидарешт
06 февраля 2025, Четверг
Роман "Донецкий": В разрезе
01 декабря 2019, Воскресенье
Роман "Донецкий": Лучше и не скажешь
27 февраля 2024, Вторник
Роман "Донецкий": Предчувствие войны