Vault 8. Убежище №8: Справка-доклад для пресс-секретаря президента. Роль Телеграма в военной системе связи
Для управления войсками в типичном мотострелковом полку (сегодня это базовая тактическая единица — войсковая часть, которая и держит линию фронта) есть несколько инструментов:
— Радиосвязь.
Имеется в виду тактическое звено (управление подразделениями полка от командиров и начальников до отдельных бойцов).
— Проводная телефонная связь. Также тактического звена.
— Дальняя связь.
Для обмена информацией между штабом полка и вышестоящим штабом (штабом дивизии), а также между штабом полка на СВО и штабом полка в пункте постоянной дислокации (ППД) на территории довоенной России.
— Фельдъегерская почтовая служба. Для обмена оригиналами документов в бумажном виде между штабом полка и штабом дивизии, а также с ППД.
У всех перечисленных видов связи есть собственные ограничения, из-за чего их столько и нужно — они лишь частично дополняют друг друга.
1. Радиосвязь позволяет только разговаривать друг с другом, да и то короткими формулировками, преодолевая помехи и соблюдая кодовые значения, т.к. радиосвязь проще всего прослушивается противником, даже зашифрованная.
К тому же радиосвязь построена на системе ретрансляторов, расставленных вдоль линии фронта и цепочками на удалении до 20-30 км от передка. Вдобавок, у каждого полка свои радиочастоты. Поэтому тот же командир полка может связываться по рации с подчинёнными на линии фронта и немного в тыл, но не может связаться с подразделениями соседей (без предварительной подготовки), с тылами своего полка и с ППД.
2. Проводная телефонная связь. Позволяет только разговаривать, но зато достаточно продолжительное время, с небольшими помехами (во влажную погоду и дождь соединения проводов — скрутки, — барахлят, да) и без усложнения, то есть без кодовых таблиц, т.к. для перехвата противнику надо делать физическую врезку в телефонную линию, что в большинстве случаев невозможно.
Ограниченность проводной телефонной связи — в количестве линий и телефонов и в возможности обмениваться только устной информацией. Допустим, к командиру полка проложены линии из батальонов, а до батальонов — из рот. Но вот до штаба дивизии и ППД линий нет, а к соседям прокладываются не всегда.
3. Дальняя связь.
Позволяет говорить по защищённому телефону и пользоваться военной электронной почтой, пересылать электронные файлы и сканы документов. Данная связь существует только для пунктов управления и работающих на них начальников.
В этом и есть ограничение — любому начальнику (возьмём, к примеру, начальника медицинской службы полка, у которого в подчинении медицинская рота и медицинские взводы батальонов) удастся связаться только с вышестоящим штабом и с ППД, а также с соседними воинскими частями. Но так как это связь для начальников, то к ней не допускают абсолютное большинство солдатского и сержантского состава и большинство подчинённых офицеров и прапорщиков того же начмеда полка. А общаться с подчинёнными как-то надо, в том числе обмениваться документами, голосовыми сообщениями и пр.
Следует ещё понимать, что подразделения всех служб полка и всех подразделений полка разбросаны на огромной площади — от передка и ближнего тыла, до дальнего тыла (свыше 100 км от передовой) и в ППД.
4. Фельдъегерская почтовая служба. Существует для обмена оригиналами документов в бумаге только между начальниками. Это и есть ограничение — своему старшине в дальний тыл письмо «голубями» не отправишь.
Роль Телеграма
(и любого мессенджера такого уровня)
Телеграм объединяет большинство перечисленных выше функций в одном приложении, что и делает его таким востребованным.
Телеграм доступен везде, где есть мобильный интернет с вышек сотовой связи, со спутникового и проводного интернета. Это значит, что Телеграм есть почти у каждого отдельного блиндажа на передке, на каждом пункте управления (а это не один бункер, где все сидят удобно, чтобы их одной ракетой убило), в каждом тыловом районе, в городах и сёлах, через которые перемещаются военнослужащие полка, включая ППД...
...именно мессенджер с функциями текстовых и голосовых сообщений, аудио- и видео-звонков, пересылкой фотографий, видеороликов и текстовых документов позволяет:
— Объединять все подразделения полка между собой, вплоть до отдельных людей.
Например, упомянутый выше начмед полка может быстро выйти на любого из своих бойцов в медицинских взводах на передке, на точки, где стоит его медицинская рота, держать связь с начмедом дивизии и дивизионным медицинским батальоном (то есть полевым госпиталем), а также с медиками в ППД — и всё это находясь в любой точке от передка до дальнего тыла, в ППД, в рабочей командировке по России и даже в отпуске.
— Объединять соседние полки на уровне от командиров полков до соседних подразделений мотострелков на передке. В том числе корректировать огонь артиллерии и т.д.
— Быть на связи с семьями всем военнослужащим полка — от командира полка до последнего бойца. Принимать деятельное участие в жизни своей семьи ежедневно или почти каждый день.
— Мессенджер позволяет прямо из зоны СВО договариваться о помощи с волонтёрскими организациями и государственными структурами.
— Мессенджер и социальные сети предоставляют возможность отдыха и развлечений в зависимости от мощности интернета.
Именно поэтому Телеграм оказался незаменимым и остаётся таковым — одно приложение на телефоне для большинства военных задач и личной жизни.
Проблема военных мессенджеров ВС РФ
Само собой возникает мысль о военном мессенджере, чтобы повысить защищённость информации и позволить пересылать некоторые виды служебных документов без постоянных утечек к противнику.
Проблема здесь в том же, в чём и с офисной техникой в ВС РФ:
❗️ Почему-то высокопоставленные военные до сих пор считают, что столь эффективным инструментом, как военный мессенджер, необходимо обеспечить только командира и управление полка. Только им выдают служебные смартфоны с российскими военными мессенджерами. Все же остальные пользователи вынуждены покупать себе новые смартфоны за свой счёт, отдавать их на проверку и прошивку (сервисный центр работает за пределами полка, поэтому ожидать приходится несколько недель — и так в случае любой неисправности).
То есть, если командир мотострелкового батальона (из которых состоит мотострелковый полк), да и любого другого боевого подразделения (танкового батальона, зенитной ракетной батареи, артиллерийского дивизиона, реактивной батареи, снайперской роты, взвода беспилотных систем и пр.) захочет обеспечить доступом в военный мессенджер хотя бы своё управление (начальник штаба батальона, заместитель начальника штаба, начальник связи, заместитель комбата по вооружению, заместитель по военно-политической работе) и командиров подразделений (командиров рот, командира миномётной батареи, командира взвода обеспечения, командира взвода связи, командира медицинского взвода), то комбату придётся приказать всем перечисленным офицерам купить за свои зарплаты себе смартфоны, которые будут затем прошиты военным мессенджером. Другого пути просто нет.
А теперь представьте, что внутри более мелких подразделений батальона — рот, взводов, отдельных взводов (связи, снабжения, медицины) всё то же самое. Купи сам, отдай армии — тогда у тебя будет доступ к столь эффективному инструменту.
❗️ Поэтому военные и предпочитают Телеграм — после покупки смартфона он устанавливается бесплатно, быстро, имеет отличную сервисную поддержку и позволяет решать большинство необходимых задач. Только пересылка служебных документов невозможна без угрозы утечки, но для этого есть дальняя связь и фельдъегерская почта.
Доклад окончен.

Похожие статьи:
05 января 2022, Среда
Татьяна Монтян: Вы не поверите откуда идет координация протестов в Казахстане!
09 апреля 2025, Среда
Vault 8. Убежище №8: «Зам по 200»
13 мая 2022, Пятница
Важно знать номер подразделения ВСУ. Имя замученной девушки. А дальше все понятно
26 мая 2017, Пятница
Александр Ходаковский: "Дружеский приём"...
16 декабря 2023, Суббота
Владислав Угольный: Письмо русского солдата погибшего в Марьинке