Дмитрий Ольшанский: Теперь все по-другому...

Помните недавнее убийство украинской девушки в Америке?
Хотя какой «украинской», обычной русской девушки, которую в Северной, кажется, Каролине зарезал какой-то безумный Блэк Браза – и без всякого ограбления или изнасилования, а просто сидел за ее спиной в вагоне, и вдруг вынул нож и вперед.
Девушку жалко, как жалко любую жертву трагического абсурда, но эта история, увы, гармонично сочетается с теми рассказами, которые я слышу от живущих в Америке или приезжающих туда в последние годы.
Они говорят, что в крупных городах (и особенно в Калифорнии) образовались этакие зомби-зоны, где наркоманы, бездомные, сумасшедшие и мелкие уголовники действуют массово и совершенно бесконтрольно. Просто оккупируют территорию – и никто с этим ничего не делает. И, в отличие от тех времен, когда нечто подобное любила критиковать «Международная панорама», это происходит уже не по «техническим» причинам, будь то состояние полиции или состояние бюджета, а по причинам идейным.
Трогать этих людей теперь нельзя.
Потому что представления о прогрессе, о социальной пользе – радикально изменились. И, в частности, радикально изменились левые идеи, вдохновляющие нынешний западный мир.
Как было раньше? Прогресс – это просвещение, а просвещение – это немножко и принуждение (и даже не немножко).
Предполагалось, что мы ведем борьбу за права угнетенных, но – и это очень существенно – сами эти угнетенные не должны быть каким-то неподвижным явлением. Они должны что-то с собой делать – как и «борцы» должны что-то разумное делать с ними.
В советском языке было специальное слово «сознательность». Да, ты рабочий, крестьянин, человек из низов, пострадал от проклятого строя etc., - и все-таки ты обязан быть еще и «сознательным». А это значит: не пить, учиться читать-писать, школа, всевозможный «культпросвет», словом, целая вселенная обучающих и агитирующих мероприятий, предназначенных для того, чтобы из «простого» человека, пребывающего в «темноте», сделать что-то другое. А кто не хочет – тех, с точки зрения старых прогрессивных идей, следовало наказывать.
Социализм двадцатого века – это был отчасти и классицизм, просто грубый, разбавленный, мутировавший.
И, помимо всего дурного, что тогда (сто лет назад) было, - в этой логике имелось и что-то очень хорошее, ныне потерянное.
Теперь все по-другому...

Похожие статьи:
23 мая 2023, Вторник
Дмитрий Ольшанский: Так что будем терпеть
28 ноября 2022, Понедельник
Дмитрий Ольшанский: .... Надо быть на стороне катера. Надо быть на неправильной стороне
29 января 2023, Воскресенье
Дмитрий Ольшанский: Придется смириться с простой идеей, что так бывает везде и всегда
30 мая 2022, Понедельник
Еленка Донецкая: Донецк расстреливают
30 декабря 2022, Пятница
Дмитрий Ольшанский: Это был тяжелый, страшный, великий год