Пропустил
дату — не знал чего бы написать. Долго думал, в итоге текст выйдет в десятилетнюю годовщину падения Харьковской Народной Республики.
Всё вокруг этой войны обставлено враньем, и начинается уже с этой даты. На Украине и на Западе (Википедия) за точку отсчета принимается 12 апреля - занятие Славянска группой Стрелкова, а главное - 14/15 апреля: официальное начало АТО указом Турчинова (как бы в ответ на это). С этим соглашаются (почему-то) и российские СМИ.
На самом деле главное произошло уже 7 апреля 2014 года: захват зданий СБУ в Луганске и Донецке, с захватом оружия (как это было ранее на Западе Украины), захват здания ОГА в Харькове, формирование Народных советов и провозглашение трех «народных республик». А главное, в ответ - реальное начало АТО Киевом: объявления о создании антикризисного штаба и начале атитеррористических операций (АТО) в выступлении на украинском национальном телеканале временным президентом А.Турчиновым. Соответственно руководитель антитеррористического центра при СБУ генерал-лейтенант Цыганок 7 апреля подписал приказ № 33/55Т о проведении антитеррористической операции на территории Харьковской, Донецкой и Луганской областей. Аваков вылетел в Харьков, Ярема - в Донецк, Парубий и Наливайченко – в Луганск. "Крымский сценарий не пройдет", "сепаратисты" должны быть подавлены силой.
В Харькове Аваков при поддержке Кернеса, силами некого ЧВК, быстро справился: той же ночью здание ОГА отбили, всех арестовали. В Донецке Р.Ахметов договорился с местными, оружие и здание СБУ вернули, объявленную ДНР самоупразднили.
Только в Луганске ситуация подвисла, в здании СБУ засела и отказалась его покидать и разоружаться "армия Юго-Востока", оставшаяся без головного командования (в Донецке). Они и начали на день раньше, спонтанно - 6 апреля, в ответ на арест 15 "диверсантов" 5 апреля, которых они освободили 6 апреля. И этого лишнего дня у власти им хватило, чтобы удержаться от компромиссов 7-10 апреля, когда к ним на переговоры приходили Тигибко, Добкин и Царев, затем приехала сама Тимошенко. А Мозговой помчался в Москву.
В тот момент Киеву почти удалось без открытия огня на поражение остановить поднимающийся Донбасс. Неделю с 7 по 14 ситуация колебалась, но нашла коса на камень. Решительный военный напор Киева столкнулся с решительным сопротивлением "группы Стрелкова".
Стрелков переломил ситуацию, причем не занятием административных зданий в Славянске 12 апреля, а засадой на "Альфу" СБУ в Семеновке 13 апреля, которая стала первым боем долгой войны на Украине, а первым погибшим - Геннадий Биличенко, капитан "Альфы" СБУ (также тяжело ранены были командир «Альфы» полковник Кузнецов и полковник СБУ Кукс).
Иными словами войну по факту всё-таки начали профессионалы, спецслужбы России и Украины, хотя её причины были полностью обеспечены решением Киева 7 апреля подавить силой начавшееся народное восстание на Юго-Востоке: в Донецке, Луганске и Харькове. Но и это русское восстание, впрочем, в свою очередь, перед эти подтолкнули тоже спецслужбы - российские. Как до этого подталкивали Евромайдан западные. И т.д.
Так, цепляясь одно за другое, всё и разматывалось, и разматывается со всё большим масштабом сейчас, спустя 10 лет.
И конца этому не видно.
Что произошло 10 лет назад я не знаю. Меня куда больше поразили события начала мая — я был тогда под Славянском и слышал звуки третьего штурма Славянска, а позже пришли новости из Одессы.
Ясно лишь одно: десять лет назад внутриукраинский торг, происходящий на фоне взятия Россией Крыма и кусочка Херсонской области (Арбатская стрелка), полностью завершился и украинские верха более-менее договорились друг с другом, практически завершив майданный трансфер власти. Интересы региональных группировок были обеспечены и внутриукраинский конфликт был улажен.
Простой народ мог этого не одуплять и продолжать протестовать, но эти протесты постепенно сходили на нет под давлением украинских радикалов (Запорожье то же) и мусоров с СБУшниками.
Наши гибридные силы (в первую очередь Стрелков) из довольно непонятного блока отдельных групп ФСБ, ГРУ, АПшки и денег (Малофеев, но я думаю не только) прибыли в самый последний момент и порушили внутриукраинский договорняк. Начав стрелять по украинским силовикам. Не зря первое и наиболее осмысленное во всех событиях 2014 года действия, предпринятое Стрелковым в Славянске — взятие штурмом мусарни местной.
Позже вокруг этих гибридных сил начали группироваться различные антропологические категории. Категории были готовы к войне, но им нужна была встряска и какой-то светоч. Именно им и стали славянцы.
Спустя 10 лет я презираю Игоря Ивановича Стрелкова за то, что он — душный бумер, который своим нарциссизмом довел себя до абсолютной маргинальности и тюрьмы. Люди, которых он собрал вокруг себя... Очень странные.
Но я благодарен и буду всегда благодарным Игорю Ивановичу за то, что он заставил Ахметова плакать над осколками внутриукраинского договорнячка. За то, что он начал стрелять в СБУшников. За всё, что он сделал. Я жалею лишь, что он в июле недожал гнид.
Я обязан своей счастливой молодости двум людям: Стрелкову и Суркову.
Когда-нибудь мы поставим им памятник в разрушенном Славянске.